21.02.2014 в 15:45
Пишет =Elin=:К вопросу о том, откуда берется агрессия.
Мордой о парту
www.karpachoff.com
Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков
— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
— Я хотел…
— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
— Я думал…
— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
— Я его забыл…
— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.
Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.
Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.
Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.
Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.
Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.
читать дальше
URL записиМордой о парту
www.karpachoff.com
Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков
— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
— Я хотел…
— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
— Я думал…
— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
— Я его забыл…
— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.
Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.
Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.
Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.
Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.
Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.
читать дальше
Вот! Хорошо сформулировано.
А дети понимают что у них занижена самооценка, только годам к 20, если не к 25. Когда чего-то добиваются и начинают расставлять приоритеты, или когда встретят кого-то вдохновляющего. У нас совершенно неправильная система образования. И в школе и в ВУЗе. Даже в институте студента постоянно заставляют. Ты обязан, чтобы получить диплом сдать вот это, это + кучу всякой ненужной муры. Тебя направляют на оценку. Преподавателя заставляют оценить, деканат собирает зачетки. Я понимаю, что некоторым действительно интересно учится, но это скорее вопреки, чем из-за системы образования. И в основном после уроков в неформальном общении с преподавателем (у дизайнеров и художников так, не знаю как у людей, которые только на лекции ходят, но наверно тоже есть, подойти, переспросить, попросить дообъяснить). Деканату больше интересно что ты получил, чем чему ты научился. У нас не развивают личную ответственность и заинтересованность в учебе. Дети теперь даже из учебника и яндекса не могут выудить нужную информацию при сдаче экзамена. Раньше мы из маленькой шпаргалки (между прочим краткий конспект, сжатая осмысленная информация!) могли все списать. Память же не железная. Мы еще придумывали системы как запомнить лучше.
Я наблюдаю за образованием своих племянников. Они учатся 5 дней в канадской школе и по субботам в русской. Нагрузка при этом в русской школе опережает канадскую, несмотра на то, что времени в 4 раза меньше. В русской школе учителя советской закалки, есть программа, все сидят и делают. А в канадской школе первые четыре года дети как бы отстают. В первом классе вообще нет тетрадок. Дети только играют и общаются с учителями. Они же не могут усидеть еще за партами в 5 лет. А потом 3 года еще уроки больше на развитие логики и мышления. Много всяких творческих заданий, раз в месяц надо делать проект по какой-то теме, что-то изучить. Праздники какие-то постоянно устраивают. Недавно был праздник — 100 дней с начала учебы в школе. И все дети были в клееных коронах. Первое достижение — 100 дней отучился. У Тимы был выпускной из садика! С мантией, шапочкой с кисточкой и дипломом! И парадной фотографией.
С 6 класса, это средняя школа, другое громадное здание размером с универ, все дети выбирают направление учебы и список предметов и ходят по ним по своему расписанию. То есть нет классов (ну они есть, но номинальные), на каждом уроке собирается разный состав детей.
Да там тоже есть иногда всякие сложности и приказы. В начальной школе нужно было обязательно писать все эти палочки, и записывать примеры палочками, хотя большинство детей уже умело считать цифрами. В средней школе зверский режим: между уроками 10 минут, школа громадная и иногда этого хватает только на то чтобы добежать галопом до нужного класса. Если опоздаешь, тебя не пускают на урок. Железно не пускают. В туалет поэтому дети не успевают на перемене и все по очереди поднимают руку и выходят среди уроков. Посредине есть часовой перерыв на обед. Но зато дети приучаются ко времени, дисциплине и расписанию.
Мое воспитание трудно назвать идеальным, и заниженная самооценка только сейчас стала проходить, года 3 назад, но по крайней мере мне никто не отбил желание учится постоянно всю жизнь. Родителям было наплевать какие у меня оценки, дневник никто не проверял. Математичка была в шоке, когда увидела, что моя двойка в дневнике (первая двойка в жизни, в 7-м классе) на следующий день была подписана папой (надо было, чтобы родители видели). Конечно подписана, я ее с такой гордостью принесла папе))) он вздохнул с облегчением и сказал что у него нормальный ребенок, двойки получает. Еще меня постоянно учили что есть нужные и ненужные предметы и химию, физику и всякую фигню можно вообще не учить, если не интересно. Химичка на эти взгляды очень обиделась. Но ведь правда! С окончания школы физика и химия мне вообще ни разу не понадобилась! Если я что-то не знаю, можно в википедии посмотреть. А недавно я прочла книжку купленную для племянника, про таблицу Менделеева, и наконец поняла для чего она. Все интересно в свое время.