Чудовище моё, ну и как там тебе внутри меня сидится?
21.02.2014 в 15:45
Пишет =Elin=:К вопросу о том, откуда берется агрессия.
Мордой о парту
www.karpachoff.com
Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков
— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
— Я хотел…
— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
— Я думал…
— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
— Я его забыл…
— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.
Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.
Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.
Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.
Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.
Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.
читать дальше
URL записиМордой о парту
www.karpachoff.com
Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков
— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
— Я хотел…
— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
— Я думал…
— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
— Я его забыл…
— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.
Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.
Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.
Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.
Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.
Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.
читать дальше
Вот! Хорошо сформулировано.
А дети понимают что у них занижена самооценка, только годам к 20, если не к 25. Когда чего-то добиваются и начинают расставлять приоритеты, или когда встретят кого-то вдохновляющего. У нас совершенно неправильная система образования. И в школе и в ВУЗе. Даже в институте студента постоянно заставляют. Ты обязан, чтобы получить диплом сдать вот это, это + кучу всякой ненужной муры. Тебя направляют на оценку. Преподавателя заставляют оценить, деканат собирает зачетки. Я понимаю, что некоторым действительно интересно учится, но это скорее вопреки, чем из-за системы образования. И в основном после уроков в неформальном общении с преподавателем (у дизайнеров и художников так, не знаю как у людей, которые только на лекции ходят, но наверно тоже есть, подойти, переспросить, попросить дообъяснить). Деканату больше интересно что ты получил, чем чему ты научился. У нас не развивают личную ответственность и заинтересованность в учебе. Дети теперь даже из учебника и яндекса не могут выудить нужную информацию при сдаче экзамена. Раньше мы из маленькой шпаргалки (между прочим краткий конспект, сжатая осмысленная информация!) могли все списать. Память же не железная. Мы еще придумывали системы как запомнить лучше.
Я наблюдаю за образованием своих племянников. Они учатся 5 дней в канадской школе и по субботам в русской. Нагрузка при этом в русской школе опережает канадскую, несмотра на то, что времени в 4 раза меньше. В русской школе учителя советской закалки, есть программа, все сидят и делают. А в канадской школе первые четыре года дети как бы отстают. В первом классе вообще нет тетрадок. Дети только играют и общаются с учителями. Они же не могут усидеть еще за партами в 5 лет. А потом 3 года еще уроки больше на развитие логики и мышления. Много всяких творческих заданий, раз в месяц надо делать проект по какой-то теме, что-то изучить. Праздники какие-то постоянно устраивают. Недавно был праздник — 100 дней с начала учебы в школе. И все дети были в клееных коронах. Первое достижение — 100 дней отучился. У Тимы был выпускной из садика! С мантией, шапочкой с кисточкой и дипломом! И парадной фотографией.
С 6 класса, это средняя школа, другое громадное здание размером с универ, все дети выбирают направление учебы и список предметов и ходят по ним по своему расписанию. То есть нет классов (ну они есть, но номинальные), на каждом уроке собирается разный состав детей.
Да там тоже есть иногда всякие сложности и приказы. В начальной школе нужно было обязательно писать все эти палочки, и записывать примеры палочками, хотя большинство детей уже умело считать цифрами. В средней школе зверский режим: между уроками 10 минут, школа громадная и иногда этого хватает только на то чтобы добежать галопом до нужного класса. Если опоздаешь, тебя не пускают на урок. Железно не пускают. В туалет поэтому дети не успевают на перемене и все по очереди поднимают руку и выходят среди уроков. Посредине есть часовой перерыв на обед. Но зато дети приучаются ко времени, дисциплине и расписанию.
Мое воспитание трудно назвать идеальным, и заниженная самооценка только сейчас стала проходить, года 3 назад, но по крайней мере мне никто не отбил желание учится постоянно всю жизнь. Родителям было наплевать какие у меня оценки, дневник никто не проверял. Математичка была в шоке, когда увидела, что моя двойка в дневнике (первая двойка в жизни, в 7-м классе) на следующий день была подписана папой (надо было, чтобы родители видели). Конечно подписана, я ее с такой гордостью принесла папе))) он вздохнул с облегчением и сказал что у него нормальный ребенок, двойки получает. Еще меня постоянно учили что есть нужные и ненужные предметы и химию, физику и всякую фигню можно вообще не учить, если не интересно. Химичка на эти взгляды очень обиделась. Но ведь правда! С окончания школы физика и химия мне вообще ни разу не понадобилась! Если я что-то не знаю, можно в википедии посмотреть. А недавно я прочла книжку купленную для племянника, про таблицу Менделеева, и наконец поняла для чего она. Все интересно в свое время.
Да, я обрыдалась, когда читала у Фрая про Кембридж
Мне было странно читаться биографии Хью Лори, что он поступил в Кембридж только чтобы грести на лодке. А то что ему еще зачем-то приходилось учиться на археолога (кажется), это досадное отвлечение от гребли. И это совершенно нормально и почетно считается, пришел молодой человек и 2 года гребет каждый день. Но зато он гребет, чтобы честь колледжа защитить.
У Фрая хорошо написано. Про кружки мне понравилось. Можно чем хочешь заниматься, хоть пой, хоть фотографирую, на музыкальных инструментах играй и тд.
Да и сейчас берут.
На мой взгляд, начинает она за здравие, а заканчивает за упокой, и главную проблему не замечает, и вот почему: начинается статья со сцены "отчитывания" ученика который неправильно записал, забыл и проч. Учитель обращается к ребенку в пренебрежительной, грубой форме. Точно так же ко многим детям обращаются родители. Ребенку не указывают на его ошибки, чтобы он понял и научился, его унижают, чтобы он запомнил, что если что сделают не так, то его унизят (и часто перед всем классом), на него накричат и выдадут другие наказания. Из этого мы имеем поколения детей, которые боятся сделать ошибку. Ярче всего, кстати, это видно, на тех, кого такими методами учили иностранному языку: они просто не могут говорить, потому что боятся сказать, что-то не правильно (видела это огромное количество раз, разговорить таких людей очень сложно). Но это то, что мы видим, а огромная часть этого выученного "молчания" и робости остается незаметной и не раскрытой, и особенно подростки от этого страдают, потому что им и так все неловко, а когда еще и ругаешь себя за каждую мелочь, то уж совсем плохо, о какой самооценке тут может идти речь?
Теперь перечитаем внимательно абзац про оценки:"главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка." - вы меня простите, но человек, который это писал явно забыл, каково это - быть ребенком и тем более подростком. Потому что дети очень быстро понимают разницу между справедливыми реальными оценками, и вот такими вот дурацкими поводами снижения балла, и выводы они из этого делают не о своей самооценке, а об умственных способностях преподавателя. Но даже если допустить, что ребенок этого не видит пока: тогда проблема-то реально не в самих оценках, а в том, за что они ставятся, проблема в формализме.
На мой взгляд, оценки - вещь важная и нужная, они показывают ребенку, насколько хорошо он выполнил задание, как он прогрессирует. Только важно, чтобы эти оценки выставлялись адекватно и, самое главное, чтобы подробно разбиралось, что было не так и как это можно исправить. То есть целью должно быть знание, чтоб ребенок понял как что работает и больше эту ошибку не повторял. Донесение знания, а не унижение юного человека! И они, кстати, могут послужить и подъему самооценки, и пониманию ребенка, в чем у него есть талант, или утражение его усилий. Хотите личный пример? Все три первых года школы я была тречницей по английскому, боялась учительницу и шла ни шатко, ни валко, а потом в конце начальной школы к нам пришла комиссия и внезапно из класса выбрали трех отличников, трех хорошистов, и трех троечников по английскому (меня взяли как троечницу), и устроили нам экзамен: грамматика, письмо и устный. И я этот экзамен сдала лучше всех, потому что училки поблизости не было. Какое у нее было лицо, когда нам зачитали оценки! Я такого прилива сил и гордости за все свое детство не помню, это ощущение, что вот, я оказывается могу! А потом мы перешли в старшую школу, у меня была замечательная англичанка, и с тех пор я всегда приносила 4-5 (в основном, пятерки). В итоге, всего-то было надо обстановку, где ничего не боишься и адекватную учительницу, которой инетересно было наше мнение и наши взгляды, и которая ни разу ни на кого на своем уроке не накричала, и никого не унизила.
И точно так же родители - они ж не только про оценки спрашивают, но и за что, какие ошибки, что сделала не так (ну вот моя мама спрашивала) и кто еще что получил. Так что дело не в оценках, а втом, как родители и учителя себя ведут. И если учитель - идиот, то ничего плохого в том, чтобы объяснить это ребенку и подсказать, как с этим жить и как минимизировать проблемы, нет.
Ну и опять же, не будем забывать, что не оценками едиными: в 7 лет - это еще дети, которые во многом себя не осознают, а в 11-12 - это уже почти подростки, у которых и самоосознания больше, и контактов с ровесниками, и возможности сравнивать и оценивать куда больше, я уж не говорю о 14-15-летних. И это естесственно, что в подростковом возрасте человек к себе придирчиво относится и чувствует себя неловким и проч, потому что идеал совершенства уже есть, но и осознание того, как он далек, тоже имеется. Так что не стоит думать, что оценки и мнение учителей и родителей - единственный фактор.
Что на мой взгляд в нашей системе не правильно, так это две вещи:
1. Формализм и наличие проформенно правильных ответов даже по творческим предметам - этого в Российской системе больше, чем за рубежом
2. Слишком большое количество экзаменов, особенно которые на ранних стадиях могут быть судьбоносными - а вот этого, кажется, больше в зарубежных системах, особенно в английской я это вижу
Первый пунт - самое яркое его выражение - школьные сочинения по литературе. Все они должны вторить Белинскому, чтоб он провалился, и непременно совпадать с точкой зрения учебника на то, что имел в виду автор. Личное мнение школьника никого не интересует. Это бесправное существо, которое набивают знаниями. Как правило, есть несколько учителей в каждой школе, которые искренне интересуются мыслями и взглядами учеников, и они очень любимы, а все остальные... ну, "училки", что делать.
Второй пункт - эти вот тесты-экзамены каждый год, не прекращающиеся... И запушивания о том, что будет, если плохо их напишешь. Естесственно, у ученики, и их родители в постоянном стрессе из-за этого... Да, тестировать надо, но создавать из этого драму не стоит, и не стоит серьезные судьбоносные экзамены проводить до 14-15 лет, да и тогда это рановато, но что делать...
Насчет самостоятельного выбора предметов в школе... Не всегда это хорошо, лично знаю нескольких людей, которые в школе пролентяйничали и не брали школьные предметы сложные, а потом годы спустя это расхлебывали, потому что в институт не поступишь или еще что, приходилось доучиваться, а некоторые так и не доучились. Да и как можно в 12 лет выбрать предметы?! Что, ребенок знает, что ему потом пригодится и будет интересно и нужно? Да в 15-16 лет при выборе института-то реально не знаешь, чем хочешь заниматься, как же можно так выбрать! Поэтому, на мой взгляд, российская система, когда много предметов изучается до конца школы - лучше. И все равно, естесственно, на что-то забиваешь, но база все-таки есть.
Кстати насчет "базы" и "муры" - тут нужно точно разделить школу и институт. В школе, особенно в старших классах, ощущение того, что большинство всего этого вообще никогда не пригодится, зашкаливает. Я прекрасно помню это ощущение того, что ничего из того, что мы учим, не относится к жизни, негде все это применить! Вот биологию, кстати, я любила, потому что это явно относилось к жизни - как не относится, когда вот я дышу, вот загораю, вот глаза карие, а у бабушки голубо-зеленые - интересно ж, как так вышло, как все это работает! А физика и химия ведь точно так же прекрасно соотносятся с реальностью, но если биологию я любила и соотносила "вопреки", то химия с физикой были скучные и соотносить их с реальностью сама я не хотела, а мама моя вот отлично может объяснить каждодневные явления с помощью химии и физики, и интересно же объясняются они! Я уж не говорю, что те же знания физики могли бы предотвратить огромное количество пожаров на кухне... Но все-таки даже эти бесполезные знания - никогда не знаешь, где они пригодятся, и это просто кругозор, возможность удовлетворить максимальное количество людей с разными потребностями.
А вот в институте - это прям был прорыв, как будто открыли двери, выгнали всех идиотов и началась нормальная жизнь. 65% из того, что мы изучали в институте мне пригождается регулярно, еще 25% помогает ориентироваться в мире и осознавать, когда мне со страниц газет или с экрана на уши вешают лапшу с уверенным видом (экономика была не зря, даже макро!)) А насчет лекций, это смотря кто как преподает, и кто как учится. Мне нравится формат лекции+семинары+практические проекты - для меня он идеален, а кому то только семинаров и проектов хватает...
Ну и насчет того, что заставляют учиться... Заставлют пока сам человек не поймет, что ему это надо. Понимает, в общем-то в институте, когда все больше начинаешь сам копать, интересоваться, требовать...особенно после практики - прям появляется четкость и ясность. И потом уже начинаешь требовать ты. У меня это началось на 3м курсе, когда столкнулась с европейской системой, когда говорят, что хорошо, но почти не говорят, что плохо, за что снизили балл - клещами надо из них это вытаскивать. И вытаскиваешь, и ищешь, и пытаешься сделать лучше, потому что это тебе лично надо... Но до этого надо дорасти, школьникам такой подъход не подойдет.
И, кстати, возвращаясь к самооценке - если родители с тебя не требовали оценок, относились спокойно к забиванию на химию-физику, то почему ж тогда самооценка-то занижена все равно? Все-таки не подходит твой опыт под теорию в статье.
А самооценку в школе занизили - это да. И в институте тоже. У нас преподы считали, что на пятерку только Бог может учиться, на четверку - преподы, а мы - только на трояки. Как-то так. Ну и... не знаю я, чья вина, что все так получилось. В школе мало что интересно было изучать. У учителей не стояло задачи увлечь учеников, а многие, вроде меня с ветром в голове не могли слушать нудятину на химии-физике... С большим трудом все изучалось. Из-под палки, можно сказать. Только литература, русский и история шли на ура.
А сейчас я бы с удовольствием пошла учиться для общего развития - физику, математику, астрономию повторить, мозги потренировать... Вот так. А тогда интереснее было книжки приключенческие читать, сочинять самой что-то типа фанфиков и "болеть" театром и актерами...
Ребенку конечно можно объяснить, что учитель дурак и на него не надо обращать внимания, но это как раз путь к подавлению инициативы и агрессии. Вечно терпеть это. Делать по схеме.
У нас и в институте нет направленности на практику. Просто знания. А нужна направленность на самореализацию, как я применяю эти знания в жизни, в работе, в селфпиаре. Я прекрасный, талантливый, и могу всему миру это доказать. Тогда человек выходит подготовленным. А у нас такой отвлеченный подход везде и в школе, и в институте, знания, общая база.
У меня самооценка занижена в другом, во внешнем виде например. И вообще в отсутствии связей между телом и мозгом. Меня научили работать руками и в этом я была уверенной. А вот анализировать не научили. Учусь теперь.
M@rkovna, Человек учится все время. У меня сейчас мозги пухнут, столько я в них пытаюсь впихнуть недостающего. Человек хорошо учится, только когда понимает зачем ему это и хочет восполнить. Курсов море, можно ходить, вот например: theoryandpractice.ru/seminars
prof_risu, да в том-то и дело, что не те же: про формализм там нет ни слова, только о том, что занижают оценки.
А про одну программу, ну в ней есть разумное зерно, потому что эта широкая программа занчит, что у большего количества школьников есть шанс открыть интересное для себя. Если химию и физику в школе не проходили, то количество талантов, которые эти области науки будет хотябы рассматривать, как возможную карьеру, резко упадет. Так что не, база все-таки должна быть. Точно так же, как у всех должна быть база по литературе и другим предметам.
Не удивительно, что люди в 25-30 лет наконец хотят узнать что такое химия, биология, физика и слушают лекции. Это нормально и занимает гораздо меньше времени в таком возрасте, чем в школе. - это нам повезло и у нас есть в этом возрсте время на саморазвитие и познание окружающего мира. А у предыдущих поколений (когда эта программа создавалась), такой возможности не было - во-первых, доступ к информации был меньше, а во-вторых детей заводили раньше и не до того людям было. Так что это нам повезло просто))
Мне кажется, все знания должны быть максимально связаны с жизнью. Если у кого мозги не математические, то хоть кол на голове теши, не поймут они высшую математику и отвращение к ней испытывать будут. Я сломалась уже на косинусах и синусах. Они вообще в жизни пригождаются? А кто легко понимает это, может углубиться еще в школе.
Гораздо интереснее изучать откуда в квартире электричество и из чего бензин сделан, чем отвлеченные законы мироздания.
А то каких–то формул дадут, какие то задачки заумные...
Каюсь, я забила на курс органической химии, но я по крайней мере знаю, что и такая бывает
Я понимаю, что в школе есть дети, которым именно эти предметы интересны и они их свяжут с дальнейшей жизнью. Но им наверно другие не интересны.
Да, мои не любимые предметы в школе — это история и литература.
Не в том смысле, что я не любила читать — я не любила читать "нужное".
А изучение истории сводилось к заучиванию дат, что я не могу запомнить вовсе
Но это не значит, что история и литература не нужны в школе.
Не знаю как сейчас, а когда я училась в школе (это 81-91 гг прошлого века) — школьная программа была простой.
Мало мальски напрягаться нужно было только в старшей школе, но это был физ-мат с институтским курсом физики.
Думаю, еще многое от учителя зависит. В школе часто преподают абы как, с таким подходом не заинтересовать учеников.
Вот, в институте у нас был обалденный преподаю по истории русского искусства. Казалось бы, занудные фрески, похожие друг на друга... Ан нет, до сих пор помню названия храмов и по стилистике смогу распознать Рублева, Дионисия, Феофана Грека. Когда препод увлечен и толково доносит информацию, да еще так, что тебе хочется узнать больше подробностей – это талант. Конечно, понятное дело, что даже при унылом преподе интересный предмет будешь учить. Ну, а в школе интереснее было в театре играть, учить стихи и писать сочинения по литературе :–)
вот что я ненавидела больше всего!
писала почти исключительно компилируя различные критические статьи.
зато даже сейчас помню, какие вопросы у меня были на выпускном экзамене по физике в 11 классе: №1 — классическая теория электропроводности металлов и №2 — спец. теория относительности
Обе эти темы не входят в школьный курс физики
Самый любимый предмет у меня в школе была география (при том, что мне не нравилась учительница! но даже она не могла отбить любовь к картам). Не знаю почему геграфия, нравилась и все тут. А теперь понятно))) у меня в детстве, кстати, всегда все было обешано картами, мира и Ярославской области. И я часами по ним лазила. Помню время, когда я доставала только до юга Африки, а чтобы до севера дотянутся надо было на цыпочки вставать.
и еще история нравилась, но тут как раз была учительница хорошая. Она всегда заставляла школу покупать какие-то другие учебники новые (в 90-е годы как раз начали писать учебники с новыми взглядами) и мы учились сразу по нескольким за год. И дат там было минимально, самые основные, не сложно запомнить. (Ледовое побоище 1242, Куликовская битва 1380))))) это не вышибаемо)
Школьная программа легкая, я и уроки толком не делала. Не помню, чтобы они меня напрягали. Но некоторые предметы я просто вообще не учила.
История искусства целых 3 года подряд у нас была. Много.
А вот на 1 курсе у нас был древний мир, особенно очаровал Египет. В библиотеке набрала множество дополнительной литературы, могла по памяти чертить схему погребального комплекса, точнее комплексов... Можно сказать, стала фанатом. Но тогда не было возможности съездить... А сейчас уже спокойна и равнодушна.